Андрей Баитов
19 октября 2025
Новая система

Администрация Энсона провела глубокую реформу всего флота, в которой артиллерии было уделено гораздо больше внимания, чем всему остальному. Лишь после 1755 года Энсон смог создать Морское Министерство, которое помогало бы ему в его работе, а не мешало, и после этого реформы начали проводиться очень быстро. До 1755 года о вооружении кораблей обычно думали в последнюю очередь. До 1677 года их снаряжали тем, что имелось в наличии, а после этой даты тем, что командующие флотами офицеры или Морское Министерство сочли самым подходящим. После 1755 года самые лучшие корабли проектировались с учетом конкретного вооружения. Это частично было верно для новых 74-пушечников, которые были самыми маленькими судами, несущими эффективную батарею 32-фунтовок. Новый тип фрегатов был спроектирован для несения более легкой батареи из 12-фунтовок и с достаточно малой осадкой, чтобы получились хорошие ходовые качества. Хотя орудия по-прежнему могли снимать, и они находились под контролем Артиллерийского Министерства, проектировщики рассматривали орудия как неотъемлемую часть корабля в гораздо большей степени, чем раньше1.
Это возвестило конец штатов, как по размерениям, так и по орудиям. Штат 1745 года был последним из введенных в обращение, а артиллерийский штат по-прежнему применялся к уже построенным кораблям, и в этом смысле действовал довольно долгое время. Так, один корабль, построенный по штату 1745 года, «Britannia», должен был сражаться в Трафальгарской битве в 1805 году. Артиллерийское Министерство теперь получало заблаговременное предупреждение о необходимости орудий не посредством штатов, а от Морского Министерства, которое информировало ведомство о том, какие корабли строятся, чтобы можно было заказать для них новые орудия. Из-за того, что каждый корабль обычно проектировался с учетом определенного вооружения, практика смены корабельных орудий на протяжении его службы стала гораздо менее распространенной, что сильно упростило заблаговременное прогнозирование запросов. Артиллерийское Министерство больше не сталкивалось с внезапными запросами на перевооружение кораблей всех классов одновременно, как это было в 1677, 1703 и 1716 годах.
Однако было несколько случаев, когда на отдельном корабле было изменено его вооружение. Карронады начали вытеснять множество орудий на верхних палубах и даже на опер-деках небольших кораблей, но это вопрос сложный и требует отдельного разбирательства. Некоторые корабли в своем преклонном возрасте несли более легкое вооружение, так как их палубные бимсы теряли прочность или их конструкция устаревала, а один тип орудий, 42-фунтовки, постепенно заменялся на протяжении примерно 30 лет.
Как ни странно, после первого взрыва активности новая система утверждалась медленно и постепенно. По этой причине лучше рассмотреть корабли по типам и классам, а не все в целом.

Корабли 1 ранга

Между 1755 и 1815 годами было построено всего пять новых 100-пушечных кораблей, но поскольку такие корабли имели долгий срок службы, в строю зачастую было несколько поколений судов одновременно. Таким образом, этот тип кораблей, хотя и малочисленный, демонстрировал такое же богатое разнообразие вооружения, как и любой другой. Традиционное расположение портов, которое существовало до штата 1745 года, предполагало 28 орудий на каждой из главных батарейных палуб. Эта схема была изменена для «Victory» 1765 года, которая стала первым кораблем 1 ранга после принятия этого штата. В соответствии с курсом на установку большего числа орудий на батарейных палубах и меньшего — на квартердеке и баке, на этом корабле было 30 портов на гон-деке, 28 на мидель-деке и 30 на опер-деке. Такое расположение портов стало самым распространенным и было использовано для двух других кораблей: «Royal Sovereign» 1788 года и «Queen Charlotte» 1790 года. На «Royal Sovereign» 1788 года было более старомодное расположение портов, когда на гон-деке и мидель-деке было по 28 орудий, а на опер-деке 30. Позднее 100-пушечный корабль был немного увеличен, чтобы нести 104 орудия, и у первого такого корабля «Queen Charlotte» 1810 года расположение портов было 30-30-30. Было построено еще два 104-пушечных корабля с расположением портов 30-32-32, но они не были спущены на воду до 1820-х годов2.
На 100-пушечных кораблях гондечные 42-фунтовки были заменены на 32-фунтовки3. Это самый яркий пример того, как менялся калибр основного вооружения в ходе службы отдельных кораблей. На протяжении этого периода 100-пушечные корабли всегда несли 24-фунтовки на мидель-деках, на большинстве кораблей стояли 12-фунтовки на опер-деках (хотя «Queen Charlotte» 1790 года несла 18-фунтовки), а 6-фунтовки были стандартным вооружением квартердека и бака где-то до 1780 года, после чего их заменили на 12-фунтовки.
К концу 18 века появились еще более крупные типы кораблей. Были построены два 110-пушечных корабля. Первый, «Ville de Paris», нес по 30 орудий на гон-деке и мидель-деке и 32 на опер-деке, а на «Hibernia» на каждой палубе было на 2 орудия больше. Позднее были построены несколько 120-пушечных кораблей. Первый, «Caledonia», был закончен в 1808 году. Предполагалось построить несколько систершипов, но ни один из них не был укомплектован до 1820 года. Также было построено три корабля класса Nelson, которые укомплектовали в 1814–1815 гг. Все 120-пушечные корабли имели расположение портов 32-34-34. Все большие корабли 1 ранга со 110 или 120 орудиями несли 32-фунтовки на гон-деке, 24-фунтовки на мидель-деке и 18-фунтовки на опер-деке.

Корабли 2 ранга

Первыми 90-пушечными кораблями после принятия штата стали корабли класса Sandwich 1759–1761 гг. Они отличались от старого 90-пушечного типа тем, что на их верхних палубах было гораздо меньше орудий: только 2 на баке и ни одного на квартердеке по сравнению с десятью орудиями на квартердеке более старых кораблей. В противоположность этому они несли больше орудий на батарейных палубах: 28 на гон-деке, 30 на мидель-деке и 30 на опер-деке. Такое распределение оставалось стандартным для таких кораблей до тех пор, пока этот тип не прекратил свое существование после 1815 года4.
Самые большие изменения в этом классе произошли в 1778 году, когда было решено добавить на квартердеки новых кораблей по восемь орудий, превратив их в 98-пушечные. Они по-прежнему относились ко 2 рангу, хотя имели всего на два орудия меньше, чем 100-пушечные корабли. В определенной степени это оправдывали несколько меньшим калибром орудий – 18-фунтовки на мидель-деке по сравнению с неизменными 24-фунтовками на кораблях 1 ранга. 98-пушечники неизменно несли на гон-деке 32-фунтовки, на опер-деке до 1790-х годов — 12-фунтовки, а после этой даты на большинстве кораблей стояли 18-фунтовки. Закат кораблей 2 ранга начался к концу 18 века, а после 1801 года была начата постройка только одного такого корабля.

Модель позднего 90-пушечного корабля, ок. 1760 г. На баке этого типа корабля было очень мало орудий, но гораздо больше орудий стояло на его батарейных палубах по сравнению с более ранними кораблями. В 1773 году на бак добавили орудий, превратив их в 98-пушечные корабли. ГММ.

80-пушечный двухдечник

До 1815 года было построено мало кораблей этого типа. В 1790-х годах было построено только два, и еще два были начаты к концу наполеоновских войн, но не были завершены до 1815 и 1818 годов5. Два корабля 1790-х годов, «Caesar» и «Foudroyant», имели особенно мощное вооружение в виде 32-фунтовок на гон-деке и 24-фунтовок на опер-деке. На квартердеке «Caesar» стояли 9-фунтовки, а у «Foudroyant» 12-фунтовки. Это вооружение делало огневую мощь 80-пушечных двухдечников сравнимой с 98-пушечными трехдечниками. Корабли начала 19 века с всего лишь 18-фунтовками на опер-деке имели меньшую огневую мощь. Хотя в Британии было построено совсем немного этих кораблей, некоторые из них были захвачены у Франции, Испании и Дании, так что в 1800-х годах во флоте обычно было примерно 10 таких кораблей.

74-пушечный корабль  

Этот тип стал большим достижением 1750-х годов, и он оставался самым распространенным линейным кораблем еще долгое время после 1815 года. Большинство 74-пушечников были «обычного» класса – 28 32-фунтовок на гон-деке, 28 18-фунтовок на опер-деке и 18 9-фунтовок на квартердеке и баке. Еще в 1757 году были составлены чертежи 74-пушечников «большого» класса, которые должны были иметь 30 24-фунтовок на опер-деке и на 2 меньше квартердечных орудий, чем корабли «обычного» класса. Длительное время такое вооружение ставили только на захваченных у французов кораблях, если не считать двух кораблей, «Triumph» и «Valiant», которые были скопированы с французского «Invincible». «Большой» класс был пополнен в конце 1790-х годов, когда еще 11 кораблей были построены для несения 24-фунтовок на опер-деке. Этот курс держался недолго, и к 1800 году вновь был возрожден «обычный» класс. Еще был промежуточный класс 74-пушечных кораблей с 30 орудиями на опер-деке, но 18-фунтовыми, а не 24-фунтовыми. Кроме шести кораблей, построенных в 1790-х годах, все остальные такие корабли были захвачены у противника. Подавляющее большинство из приблизительно 200 74-пушечных кораблей, служивших в британском флоте, относились к «обычному» классу и были вооружены как «Dublin» 1757 года, за исключением тех, где некоторые из орудий верхних палуб дополнялись или заменялись карронадами.

Классический 74-пушечный корабль «Royal Oak» 1769 года. Музей науки.

64-пушечный корабль

Это была расширенная версия старого 60-пушечного корабля, и такой тип кораблей строился в Британии примерно с 1758 года. Его расцвет пришелся на 1760-е и 1770-е годы, после чего было обнаружено, что он маловат для линии баталии6. Штат этих кораблей пополнялся множеством захваченных у французов, голландцев и испанцев судов, и еще шесть кораблей были куплены у Ост-Индской Компании в 1790-х годах. В 1758 году было предложено поставить на гон-дек 64-пушечников 32-фунтовки, но этот план вскоре был отклонен, возможно, еще до того как подобным образом был вооружен хоть один корабль. После этого все 64-пушечники несли в качестве основного вооружения 24-фунтовки, что делало их огневую мощь значительно слабее, чем у 74-пушечников. На опер-деке стояли 18-фунтовки, а на баке и квартердеке 9-фунтовки.

50-пушечный корабль

Где-то после 1755 года этот тип корабля перестали считать подходящим для линии баталии, так что в течение нескольких лет таких кораблей было построено мало. В 1770-х годах этот класс кораблей был возрожден для использования в качестве эскорта конвоев и флагманского корабля в небольших эскадрах. Так как на его гон-деке стояло 22 24-фунтовки, он был не сильно слабее 64-пушечника и гораздо мощнее любого фрегата того времени, хотя и имел плохие ходовые качества. На опер-деке стояли 12-фунтовки, а на квартердеке и баке 6-фунтовки.

44-пушечный корабль

Это была расширенная версия старого 40-пушечного двухдечника периода штатов. В основном этот тип кораблей вышел из моды в 1750-х и 1760-х годах, но, как и 50-пушечный корабль, был возрожден в 1770-х годах. Он нес 22 18-фунтовки на гон-деке и обычно имел 9-фунтовки на опер-деке примерно до 1780 года, после которого их заменили на 12-фунтовки. Квартердек вооружения не имел, а на баке стояли две 6-фунтовки. Многие корабли этого типа позднее были вооружены карронадами как на опер-деке, так и верхних палубах.

40-пушечный фрегат

В начале 1800-х годов это был самый большой тип однопалубных «настоящих фрегатов» на службе. Большинство кораблей этого класса были захвачены, хотя небольшое число кораблей было построено где-то после 1797 года. Некоторые несли 24-фунтовки, что делало их очень мощными для фрегатов. Другие были вооружены 18-фунтовками. Большинство судов на квартердеке и баке несли 9-фунтовки, пока многие из них не были заменены карронадами.

38-пушечный корабль

Это был самый большой тип из обычных фрегатов в конце 18 века. Помимо захваченных кораблей, которых было множество, в 1780-х годах было построено еще несколько, а в 1790-х годах еще больше, так что в 1797 году в списке было 33 таких судна. На батарейной палубе они несли 18-фунтовки, а на верхних палубах 9-фунтовки. Три таких корабля, включая знаменитый «Indefatigable», были из срезанных 64-пушечников и несли в качестве основного вооружения 24-фунтовки.

36-пушечный фрегат

36-пушечный фрегат впервые появился в середине 1750-х годов, вскоре после 28-пушечного и 32-пушечного. Он нес орудия того же калибра, что и 32-пушечный фрегат, и был лишь немного мощнее, что, возможно, объясняет, почему этот тип кораблей не прижился. 12-фунтовые 36-пушечники не строились в каком-либо значимом количестве. В 1750-х годах было построено всего три таких корабля, и несколько было захвачено.
36-пушечник был возрожден в 1780-х и 1790-х годах, но с 18-фунтовым вооружением, а следовательно, очень сильно отличался от старого варианта. Этот тип кораблей стал очень распространенным, и к 1813 году на службе было уже 70 таких судов, и почти все несли 18-фунтовки. Еще на квартердеке они несли восемь 9-фунтовок и две 12-фунтовки на баке.

32-пушечный фрегат

32-пушечный фрегат, несущий 12-фунтовые орудия в качестве основного вооружения, был еще одним величайшим успехом 1750-х годов, хотя и не столь долгоиграющим, как 74-пушечник. Вскоре он стал стандартным патрульным и разведывательным судном. В списке флота к 1762 году было 32 таких корабля, в 1783 – 59, 14 из которых были построены7. К 1790-м годам крупные французские фрегаты стали сильнее 32-пушечных фрегатов, в результате чего они были заменены 36-пушечными и 38-пушечными фрегатами. После 1790 года в больших количествах стали строить новый класс 32-пушечников с 18-фунтовыми орудиями. Они были на 120 тонн крупнее, чем 12-фунтовые фрегаты, и следовательно, их нужно рассматривать как отдельный тип кораблей.

Модель 32-пушечного фрегата класса «Richmond», судя по иконографическому свидетельству, представляет «Juno» 1757 года. Эти ранние 32-пушечные «настоящие фрегаты» были вооружены укороченными 12-фунтовками, которые были специально спроектированы для их батарейных палуб. Музей науки.

28-пушечный фрегат

Это был самый ранний тип «настоящего фрегата», построенного в Британии и предвосхитившего 32-пушечник на 2 года. Позднее он почти полностью ушел в тень. На пике его существования во флотском списке было 33 таких корабля, после чего от этого типа постепенно стали отказываться. Он всегда нес на батарейной палубе 24 9-фунтовки. На ранних кораблях на квартердеке стояли четыре 3-фунтовки. Позднее они были заменены 6-фунтовками.

24-пушечный фрегат

Они произошли от старых кораблей 6 ранга, построенных во времена штатов. После 1755 года к флоту было добавлено малое число таких судов, и большинство из них были захвачены. Некоторые из этих кораблей на службе около 1760 года несли 20 9-фунтовок на опер-деке и пару аналогичных орудий на гон-деке. Это было очень старомодное вооружение, которое предшествовало невооруженному гон-деку настоящего фрегата. Более поздние корабли несли 22 9-фунтовки на опер-деке и 2 6-фунтовки на квартердеке. В списке флота 1783 года было 11 24-пушечников, включая один построенный. К 1805 году их число уменьшилось до пяти.

22- и 20-пушечный фрегат

Можно утверждать, что эти типы кораблей тоже произошли от старых судов 6 ранга первой половины века. Они неизменно несли 20 9-фунтовок на опер-деке и 2 3-фунтовки. Опять-таки было построено мало таких кораблей, хотя между 1793 и 1801 годом ко флоту присоединились 14 кораблей, которые главным образом были захвачены8.
Шлюп

Этот старый термин исходно означал то же, что часто означает и ныне, а именно одномачтовое судно. В начале 18 века шлюпы зачастую были двухмачтовыми с вооружением бригантины, шнявы или кеча. К 1750-м годам начали строить шлюпы с корабельным вооружением и тремя мачтами. Они несли от 8 до 14 орудий. 8-пушечные шлюпы несли 3-фунтовки, 10-пушечные и 12-пушечные – 4-фунтовки, а 14-пушечные – 6-фунтовки. К 1770-м годам меньшие типы шлюпов вышли из моды, и появились 16- и 18-пушечные классы. Все шлюпы теперь несли 6-фунтовки. 18-пушечный класс был пополнен главным образом в 1790-х годах, а к 1805 году в списке флота было 104 шлюпа всех типов с корабельным вооружением. До появления карронады большинство шлюпов несли на квартердеках вертлюжные пушки в количестве примерно равном количеству орудий основного вооружения.
Шлюпы с вооружением брига имели две мачты. Впервые в качестве отдельного класса они появились в 1780-х годах, а в списке 1786 года числится 15 таких судов, несущих от 14 до 18 6-фунтовок. В 1790-х годах было построено много таких шлюпов, и в списке 1805 года числилось 64 таких судна.

Малые суда

В последней четверти 18 века были добавлены различные типы судов, особенно для эскортных и патрульных задач. Куттеры обычно несли 10 или 14 4-фунтовок. Шхуны 1790-х годов были вооружены четырьмя 3-фунтовками. Канонерки, появившиеся с 1794 года, были небольшими судами, спроектированными специально для больших орудий. Некоторые канонерки несли три 32-фунтовые карронады, другие одно 32-фунтовое длинноствольное орудие. Другая группа судов, имеющих несколько иную концепцию, несла восемнадцать 18-фунтовых карронад и две 24-фунтовки в качестве погонных орудий.
 

Андрей Баитов
19 октября 2025

Отзывы

К сожалению пока нет ни одного отзыва!