Истории выживших и небылицы (Спасение Дарема)

Р.Ф. Джонсон. The Royal George, 1971
Андрей Баитов
13 ноября 2025

Хотя существуют и другие описания гибели «Royal George», они мало что добавляют к истории. Тем не менее, их стоит упомянуть, так как они проливают свет на последние моменты обречённого корабля. Одно из них взято из мемуаров[1] самого адмирала Дарема, написанные им много лет спустя. Оно заслуживает цитирования как дополнение к его показаниям на военном трибунале.

 

Я прогуливался по квартердеку с капитаном (пишет он) и не раз обращался к людям, которые сверлили отверстия в борту корабля.

Затем подошел тиммерман и сказал, что корабль принимает много воды через подветренные порты, и что, по его мнению, пора выпрямить судно. Первый лейтенант и тиммерман сразу же покинули палубу.

Через две-три минуты я услышал, как люди, работавшие за бортом над отверстием для запорного клапана, закричали: «Стой! Останови кренгование! Судно уже достаточно поднялось! Корабль вышел из воды!» До этого момента они требовали накренить судно побольше. Капитан тогда приказал выпрямить корабль, а я вызвал барабанщика и велел ему бить «все по местам», чтобы можно было выкатить правые орудия. Орудия начали выкатывать на наветренный борт, когда корабль резко качнулся. Взглянув вверх, я увидел, что мачты продолжают падать. В этот момент я заметил, как капитан пытается открыть дверь в адмиральскую каюту; но из-за сильного крена судна ему это не удалось.

Было очевидно, что корабль опрокидывается, и я услышал, как лейтенант Ричардсон с юта воскликнул: «Всё кончено, но я должен попытаться спасти этот мундир!» Это был первый раз, когда он надел свою лейтенантскую форму, и он тут же прыгнул за борт, держа мундир под мышкой.

Последовав его примеру, я стянул свой мундир и прыгнул за борт. Вскоре я ухватился за гамак, который всплыл с палубы. В этот момент морской пехотинец дважды утянул меня под воду, но я стряхнул его, разорвав жилет, за который он цеплялся. Затем, размахивая руками, я ухватился за какое то дерево и меня снесло в кильватер корабля, где схватился за сигнальные фалы (любопытное совпадение, ведь я отвечал за сигналы).[2] Я продолжал висеть на них, пока один из матросов[3] не подплыл и не сказал: «Дай мне эти фалы, и я вытяну тебя!» Так он и сделал, и я просидел на топе мачты почти час, пока лодки занимались спасением людей, находившихся в более опасном положении.

Затем я заметил капитана, висящего на наветренном ноке крюйсель-рея, которого поддерживал какой-то матрос, и приказал первой подошедшей лодке подобрать его в первую очередь, что и было сделано.

Любопытно (говорится в мемуарах), что тело морского пехотинца, цеплявшегося за Дарема, было выброшено на берег примерно через две недели, с жилетом, крепко обмотанным вокруг его руки. В кармане нашли карандаш с инициалами Дарема, который вернули владельцу.

Ещё один интересный артефакт с места крушения был обнаружен во время операции полковника Пасли в 1841 году (см. главу XV), который Филипп Дарем опознал как свою собственность. Это была печать, которой он отмечал свои книги, бельё и т. д. Шрифты сохранились в идеальном состоянии, хотя пролежали под водой почти 60 лет.


 


[1] «Мемуары о жизни и службе на флоте адмирала Филиппа Ч. Х. К. Дарема», под редакцией его племянника Муррея капитана ирландских фузилеров (1846).

[2] Сигналы доставали из сундуков у задней оконечности юта.

[3] Юнга по имени Александр Кедди – описанный своей правнучкой как каютный юнга, но, скорее всего, капитанский слуга. В любом случае, он не упоминается в списке экипажа 1782 года – утверждал, что помог спасти Дарема. Под своим псевдонимом «Сара Тайтлер» Генриетта Кедди рассказывает эту историю в своей книге воспоминаний «Три поколения» (1911 г.).

Андрей Баитов
13 ноября 2025

Отзывы

К сожалению пока нет ни одного отзыва!