Андрей Баитов
23 ноября 2025

Рангоут и такелаж этой яхты известен как «стиль бригантины» или «лодочный стиль». Во Франции это парусное вооружение известно под названием «золотого» («gréement aurique») с бермудским парусом (большой четырёхугольный парус с коротким гафелем и длинным гиком). Это самый простой вид парусного вооружения, наиболее часто использующийся на маленьких торговых лодках или прибрежных судах. Его используют и поныне.

Мачта располагается на трети корпуса и наклонена в сторону кормы. Она держится четырьмя вантами и штагом. К штагу привязывают внутренний кливер или фок, галсовый угол (нижний конец) которого привязывают к форштевню, а шкотовый к пяртнерсу мачты. Внешний кливер или просто кливер крепят к ноку бушприта при помощи кливер-ринга, а шкотовый угол располагают над форштевнем. Главный парус, растягивающийся с помощью гика, называют «бригантинным»1. Иногда над фоком и кливером могли ставить прямой парус в качестве марселя, но не на этой яхте.

Это парусное вооружение было известно, как самое простое и самое надёжное для маленьких судов, поскольку его управление зависело только от фока, кливера и грота.

Такое вооружение отлично подходит для курсов круто к ветру, а мощная толкающая сила распределяется по всей площади парусов без каких-либо мертвых карманов или «прорех». Все паруса самостоятельно меняют сторону при повороте судна, и единственная проблема данного парусного вооружения вскрывается тогда, когда мы хотим поправить паруса так, чтобы зайти еще круче к ветру. Это единственная проблема для парусов с очень большой площадью поверхности.

Этому типу парусного вооружения не страшен удар встречного ветра, то есть шквала, поскольку у него нет постоянных прямых парусов, и если вдруг на него навалится шквал, то достаточно слегка вытравить шкоты, чтобы выровнять судно.

В результате всех этих достоинств и простоты управления, требующего меньшего экипажа, это было самое практичное и жизнеспособное вооружение для навигации вдоль меандрирующей (извивающейся) Шаранты.

Размеры рангоута на «Рошфроре», приведенные на его чертежах, слегка отличаются от размеров, указываемых Форфайтом в его трактате по рангоуту 1788 года. Мачта на этой яхте повыше, в то время как паруса менее широкие. Эта особенность объясняется необходимостью плавать по реке, где сила ветра сильно ослабляется из-за окружающих берегов. Таким образом ветер гораздо слабее, чем на море, и это требует более высокой мачты для его улавливания.


Паруса изготавливаются из полотнищ шириной 18 дюймов (48,6 см). Эти полотнища пришивают друг к другу с нахлёстом в один дюйм (2,7 см), чтобы швы шли двумя параллельными рядами.

После того, как обводы паруса были определены и вырезаны, по периметру пришивается кромка 6 дюймов (16,2 см), а к каждому углу кусок полотнища для подкрепления.

Далее по периметру паруса пришивают трос, называемый ликтросом, делая из него петли в углах.

На этом этапе изготавливаются люверсы для привязывания паруса к гафелю или штагу.

На гроте добавляют одну или две полосы, в которых делают люверсы для риф-сезней, которые представляют собой короткие куски троса для связывания паруса.

(Это описание изготовления парусов к сожалению слишком короткое и требует гораздо больше объяснений, чем можно позволить себе в такой небольшой книге).

На «Рошфоре» кливер и фок – это два передних треугольных паруса: кливер стоит впереди всех, а фок позади него.

Они устанавливаются просто и одинаково: галсовый угол крепят впереди, фаловый поднимают при помощи фала к верху, а шкотовый на задней кромке используется для управления.

С гротом работать чуть посложнее.

Это четырёхугольный парус, но в данном случае длина его верхней шкаторины в два раза меньше, чем нижней.

Его крепят к двум рангоутным деревьям: наверху к гафелю, а внизу к гику.

Парус крепится к гафелю, а его передняя часть к мачте при помощи ряда деревянных обручей (сегарсов), которые держат его и позволяют перемещать вдоль мачты.

У таких парусов имеется гардель (см. № 4 на иллюстрации, взятой из трактата Лескалье по такелажу и парусам 1791 года), который крепится к гафелю при помощи какой-нибудь тали, заводимой гаком за рей рядом с мачтой. Поэтому гафель можно перемещать, поднимая или опуская в зависимости от требуемой площади паруса, а можно опустить на палубу.

На ноке гафеля стоит топенант, то есть дирик-фал (№ 5 на иллюстрации), который поднимает фаловый угол паруса, когда тот поставлен и растянут. Когда парус необходимо собрать, первым вытравливают дирик-фал. Этот рей можно поставить по правому борту или по левому при помощи тали (эренс-бакштаг) на его ноке (см. № 8 на иллюстрации).

Гик закреплён, но его можно поворачивать на конце с гаком, который ставится у задней стороны мачты.

Галс-талью у пяртнерса мачты плотно обтягивают передний угол паруса. Галсовый угол крепят талью, чтобы можно было регулировать передний угол паруса. Грота-шкот (№ 3) проходит через шкив (№ 9), вставленный в нок гика, и укладывается на утке у пяртнерса мачты или прибивается к гику.

Поскольку гик очень тяжелый, то его поддерживают при помощи топенанта (№ 6), прикрепленного к его ноку.

Еще одна таль (гика-шкот, № 7) ставится на рей прямо под гакабортом и используется для удержания положения паруса.

Используется она очень просто: когда гик держится по правому борту или по левому, парус следует за ним.

Это самое простое вооружение из всех под названием «золотое» или «лодочное». На шлюпах его улучшают, удлиняя мачту за счёт стеньги, на которой ставят рей и марсель, а на самой мачте добавляют нижний рей, чтобы растягивать марса-шкоты.

Гафель тоже можно было поднять, чтобы увеличивать высоту грота, но площадь парусности можно было увеличить и за счёт подъёма дополнительного паруса (гаф-топселя), который ставили между стеньгой и гафелем.

Это вооружение могло в равной степени включать и большой прямой парус, растягиваемый на нижнем рее и называющийся «de fortune» (брифок).

Это разнообразие парусных вооружений показано ниже.

Вооружение с максимальным количеством парусов использовалось на больших куттерах и вооруженных куттерах с большим экипажем, где ещё добавляли брамсель над марселем, несколько кливеров, бонеты к прямым парусам, а иногда еще и парус под гиком.
 

 Изображение раннего парусного вооружения Герольта дю Па (1710).

На этой гравюре Жерома Бугеана (1817) показано развитие парусного вооружения. На шлюпе слева показана установка марселя, у которого очень заметный вырез нижней шкаторины, чтобы не задевать штаг и кливера. Грот потравлен, чтобы ветер доходил до кливера. Обратите внимание на буксируемый ялик. На лодке справа на нижнем рее поставлен прямой парус. Здесь гаф-топсель привязан к рею, хотя этого не требуется, и можно предположить, что грот был потравлен. Несмотря на более сложное парусное вооружение, корпуса обеих лодок близки к «Рошфору». Разница размера вооружения обусловлена возможностью выходить в море. Нашей яхте приходится довольствоваться только плаванием по Шаранте или на рейде Экса. Более сложное парусное вооружение было бы слишком избыточным и потребовало бы более многочисленного экипажа.
 

 [1] Мы будем называть его в соответствии с нашей терминологией, то есть грот [А. Баитов].

Андрей Баитов
23 ноября 2025

Отзывы

К сожалению пока нет ни одного отзыва!