Андрей Баитов
7 декабря 2025

Судя по всему, вёсла, предназначенные для небольших судов, таких как лёгкие фрегаты, ещё не были предметом тщательного изучения, а документов того времени очень мало. 
Единственные доступные и подходящие источники касаются галер.

К сожалению, способ гребли, используемый на галерах, нельзя напрямую перенести на лёгкие фрегаты из-за специфического расположения гребных постов.

Независимо от положения гребцов относительно упора весла о борт, ось поворота такого рычага радикально отличается. На галере весло упирается в уключину, где оно удерживается стропом. Оно поворачивается на узкой площадке, на которую опирается. Две подкрепляющие деревянные чаки, называвшиеся «galivernes», служат упорами, не давая веслу выскользнуть наружу.

На лёгком фрегате нет ни уключины, ни фиксированной точки опоры. Весло перемещается слева направо и снизу вверх, используя все пространство вёсельного портика. При этом весло опирается на нижний косяк, ширина которого не имеет ничего общего с опорной площадкой на галере. 
В конце концов, при продольном движении весло скользит по всей длине косяка. 
Амплитуда вертикального перемещения приводит к тому, что упоры, которые могли бы обеспечить «galivernes», совершенно недостаточны, чтобы помешать веслу выскользнуть наружу вёсельного портика.

Из-за разного количества гребцов на галере и лёгком фрегате, выигрыш в силе достигается различным образом. 
Действительно, на лёгких фрегатах длина валька весла ограничена необходимостью места для укладки шлюпки, запасного рангоута и завала бортов. Его вряд ли можно сделать длиннее четверти ширины судна на миделе. Длина веретена с лопастью зависит от угла весла к горизонтали при погруженной полностью лопасти. 
Этот угол зависит от области, доступной внутри вёсельного порта для валька, а также от высоты, которую достигает кончик валька относительно палубы.

Питер Гудвин1 указывает, что веретено с лопастью в длину равняются ширине судна по миделю. При такой длине лопасть полностью погружена, когда валёк приподнимается всего на высоту локтя того гребца, который стоит дальше всех от борта судна. Это идеальная высота, учитывая что максимальное усилие, которое может приложить человек, приходится примерно на высоту живота.

На чертеже видно, что весло такой длины, наклонённое так, чтобы опираться снаружи вёсельного порта на нижний косяк, а внутри – на верхний, располагается к горизонтали под углом 17 градусов 42 минуты. При таком угле лопасть полностью погружается в воду, а конец валька поднимается только до уровня локтя самого дальнего гребца.

Это подтверждает, что длина веретена с лопастью действительно соответствует ширине судна по миделю, причем такая пропорция используется и для галерных вёсел. 
Учитывая, что длина валька вряд ли может превышать четверть ширины судна, полная длина весла составляет 5/4 ширины судна по миделю.

Поскольку ширина «Авроры» по миделю составляет 23 фута, то полная длина весла  равна 28 футам 9 дюймам.

На шлюпочных вёслах лопасть изготавливается путем постепенного уменьшения толщины веретена, причем у кончика толщина сходит на ноль, а ширина увеличивается. Длина лопасти остаётся неопределённой, так как она переходит в веретено.

В других вёслах лопасть вставляется в паз в веретене. Длина этого паза равна длине лопасти. Это практически равно длине валька и, следовательно, составляет четверть ширины судна по миделю, т.е. 5 футов 9 дюймов.

Диаметр веретена, постоянный до паза, уменьшается к концу лопасти до 1/3 или 1/4. Ширина лопасти приблизительно равна 2½  наибольшего диаметра веретена. Такой диаметр позволяет веретену выдерживать приложенную силу гребца к веслу в горизонтальном направлении и изгиб под действием собственного веса по вертикали. Усилие гребца на вальке оценивается в 40 кг, или 80 кг на обоих, что передается на воду в виде усилия в 12 кг.

Комбинация этих двух сил обеспечивает момент изгиба 290 кг. Для этого необходим инерционный момент в 1 856 см4, что соответствует диаметру сечения 14 см, то есть 5 дюймов 2 линии. Этот диаметр близок к 1/55 ширины судна по миделю или 1/55 от 23 футов.

Но в действительности с механической точки зрения нет необходимости в том, чтобы этот диаметр был постоянным по всей длине веретена, поскольку максимальное усилие приходится на точку поворота. 
Чтобы облегчить весло, которое весит около 100 кг, диаметр веретена можно уменьшить на 1/3 или даже на ½ к тому месту, где начинается лопасть. 
Размер валька больше, чем у веретена. Это частично уравновешивает вес веретена. При диаметре 22 дюйма вес валька составляет 50 кг, при этом вес у веретена и лопасти точно такой же. Однако полного равновесия достичь не удается из-за разницы в длине, и именно толчок вниз двух гребцов, прилагающих силу в 30 кг каждый, возвращает весло обратно в горизонтальное положение.
 

  1. Питер Гудвин – это автор огромной работы, богато документированной и иллюстрированной по английскому военно-морскому кораблестроительству 1650-1850 гг. Книга была опубликована издательством «Conway Maritime Press Ltd» в 1987 г. Его монография, посвященная британскому 20-пушечному фрегату и опубликованная в следующем году тем же издательством, крайне любопытна, причём этот фрегат сравним с тем, что Блез Оливье называет двухдечным (двухпалубным) фрегатом.
Андрей Баитов
7 декабря 2025

Отзывы

К сожалению пока нет ни одного отзыва!