В четвёртой главе первого тома, которая была посвящена материалам, я уже немного рассказывал о хвойной древесине, которая используется на Флоте. Однако я полагаю, будет весьма полезно снова затронуть эту тему и обсудить её более подробно, но всё равно ограничивая себя лишь общими фактами.
Основной древесиной, используемой на мачты больших судов, является сосна. Её лёгкий вес, высота деревьев и эластичность приводит к тому, что для изготовления мачт всем другим породам древесины предпочитают сосну.
Я уже рассказывал об источниках поставки мачтовой древесины. Если рассматривать пиренейскую древесину, то там больше ели, чем сосны, и древесина эта имеет несколько иные свойства. Она отличается цветом, текстурой и длиной волокон. В целом считается, что свежеспиленная ель с плотной текстурой даёт превосходную мачтовую древесину. Эластичность, столь нужная мачтам, является одним из тех качеств, которого не хватает пиренейской ели. А ещё эти ели высыхают гораздо быстрее, чем древесина с Балтики. Тем не менее, на французский Флот с Пиреней поставляется значительная часть мачтовой древесины, и к этому моменту уже стало ясно, что нужно создавать целую сеть дорог для транспортировки древесины, включая значительное количество техники. За перевозку древесины отвечает сам Флот.
Однако на Флоте предпочитают другой тип смолистой древесины, а именно ту, которую русские рубят в лесах Украины и Ливонии*. Эти деревья сплавляют вниз по Двине на плотах или кошельным способом и продают в порту Риги. Посмотрите пожалуйста в четвёртой главе, что я уже писал по этому поводу. Мне следует добавить, что эти деревья срубают до того, как начнёт подниматься сок, что является важной мерой защиты от гниения, так как когда древесный сок начинает подниматься, поры раскрываются и мачтовая древесина становится мягкой, а смола между волокон распределяется неравномерно. Когда древесный сок уже поднялся, волокна снова сближаются, поры сужаются, а смола равномерно распределяется, заполняя все промежутки веществом, которое кормит клетки дерева и обеспечивает древесине долгий срок службы.
* Для углублённого изучения сего предмета в целом, смотрите книгу C.W. Bamford «Forests and French Sea-Power, 1660-1789», University of Toronto Press, 1956. Есть ещё одна интересная книга по перевозке мачтовой древесины с Пиренеев «Mémoire sur les travaux qui ont rapport à l’exploration de la mature dans les Pyrennées», написанная в 1776 году главным инженером Лероем. Но она к несчастью относится к крайне редким книгам [Д. Робертс]. |
Деревья хранят, погружая в морскую воду, которая не может проникнуть в балтийскую древесину и сохраняет её свежей, предотвращая испарение смолы, так что деревья остаются достаточно «напитанными». Однако менее смолистая древесина такая, как деревья с Пиреней, из Савойи и Оверни, при погружении поглощает большое количество воды. А если снова вытащить её на воздух, то вода быстро испаряется, забирая с собой и смолу из древесины. Поэтому эта древесина после такого становится хрупкой и слабой, но несмотря на эти проблемы, её всё равно предпочитают хранить погруженной в воду, так как хранение на воздухе ещё больше ухудшает её качество.
Таким образом мачтовую древесину закапывают в песок, в грязь или просто погружают в воду. Пресной воде предпочитают морскую, но при этом необходимо защищать её от разрушения морскими древоточцами (посмотрите, что я рассказал о корабельных червях в пятнадцатой главе).
На этом я закончу разговор о хранении мачтовой древесины. Вам достаточно знать, что в Тулоне деревья собирают в плоты и нагружают на них камни, пока древесина не погрузится на несколько сантиметров ниже уровня воды. В Бресте для хранения мачтовой древесины имеются большие выкопанные рвы, которые зовутся мачтовыми. Когда нужно, эти рвы заполняют морской водой, а каналы со свежей водой позволяют периодически очищать эти рвы от древоточцев, которые могут жить только в солёной воде. В Рошфоре река Шаранта сильно упрощает хранение мачтовой древесины, и можно не бояться древоточцев, как в Бресте.
Я уже немного рассказывал о проверке текстуры мачтовых деревьев, так называемой «пробе на вкус» и их классификации, так что не буду повторяться. Мне следует добавить, что стеньги для кораблей 1го ранга делают из мачтовых деревьев в 24 ладони** и толще, если они имеют хорошую форму и не имеют сучков. Если они имеют изъяны, то их используют в качестве шпинделей*** для нижних мачт кораблей 1го ранга. Для изготовления стеньг судов меньшего ранга используются деревья, толщиной от 21 до 24 ладоней. Если они имеют дефекты, то их используют в качестве боковых штук составных мачт. Деревья ещё меньшего диаметра, но с хорошей текстурой, используются для бизань-мачт и реев. Те деревья, которые имеют большой диаметр, но малую длину, можно использовать в качестве вулинг-фиши на бушприте (смотрите далее). Таким образом можно использовать деревья любого размера и форм.
**Ладони: как уже говорилось в первом томе, французская ладонь равняется 13 линиям или 29 мм. В теории длина дерева в футах должна равняться трёхкратному количеству ладоней, содержащихся в его диаметре, который измеряется в одной шестой длины дерева от нижнего конца. ***Шпиндель: центральная штука составной мачты. |