Андрей Баитов
13 мая 2025

Полагаю, что будет полезно привести любителям и моделистам, интересующимся французским флотом 1650-1850 годов, подробную информацию о том, что и как красили и какого цвета были паруса и такелаж.
На иллюстрации XIV приведена полная схема цветов, воссозданная по формулам красок, использующихся в то время.

Подводная часть корпуса
Если корпус обшивается медными листами (или иногда латунными листами в 19 веке), то очевидно, что они очень быстро окислялись и покрывались патиной. Однако по традициям судомоделизма вполне допустимо оставить медь в исходном блестящем виде, хотя предпочтительно избегать избыточного блеска и попытаться получить небольшое патиновое покрытие.
Гораздо проще сымитировать на модели оригинальный белый состав (см. I и II том «74-­пушечного ­корабля»), который представлял собой своего рода покрытие, замедляющее нарост морской живности на корпус. Этим составом корпус покрывали от киля до нескольких дюймов выше грузовой ватерлинии. «Состав» состоял из смеси смолы, жира и серы. Как раз именно сера и делала его необычайно белым и красивым на вид. Поэтому вы можете покрыть корпус чуть грязноватой белой краской, хотя и следует признать, что спустя всего несколько дней в море этот красивый белый цвет заметно тускнел! Среди цветовой палитры вы найдёте пример такого грязно-белого цвета.

Такелаж
Пеньковые волокна, используемые для изготовления тросов, тируют либо до спуска, либо после него, вымачивая в бочке с горячим стокгольмским тиром. Тир этот получают кипячением еловой или сосновой живицы. В результате этого процесса получает прозрачная смола с красноватым оттенком. Поэтому стокгольмский тир не следует путать с современным густым чёрным дёгтем, получаемым из битума, угля или древесного угля.
На цветовой палитре показан образец цвета тросов, который был получен благодаря нескольким коротким кускам каната, сохранившихся в исходном виде в парижском Морском Музее. Обратите внимание на бледность этого цвета, который довольно сильно отличается от битумного дёгтя.

Паруса
Пенька, используемая для изготовления парусов, варьируется по цвету от бледно-жёлтой до тёмно-жёлтой с зелёным оттенком. По этой причине в то время пеньковые волокна обычно отбеливали, вымачивая их в извести. Однако нужно было следить за тем, чтобы не отбелить их слишком сильно, так как это сильно вредило прочности пеньки, поэтому цвет у парусов был скорее «грязноватый», чем «чисто белый», которого нельзя было добиться.
Несколько образцов парусины, сохранившихся в парижской Государственной Библиотеке (Департамент печатных изданий, коллекция Ришелье), позволило добавить пример оттенка парусины в нашу палитру цветов, но следует признать, что этот образец нельзя принимать в качестве безусловного варианта.

Орудия
К 18 веку использование бронзовых орудий было крайне ограниченным. Таким образом, пушки были чугунными, покрашенными чёрной краской, вероятно, с жёлтым оттенком. Несмотря на это, судомодельные традиции допускают, чтобы орудия были сделаны из бронзы (латуни), которые в таком виде гораздо лучше выглядят. Поэтому есть множество очень красивых моделей того времени с такими орудиями.

***

Мы не смогли найти рукописи, где были бы описаны цвета в которые фрегат «Vénus» был покрашен исходно.
Однако принимая во внимание практику того времени, последующий вариант полностью правдоподобен:

– бархоуты вплоть до верха верхнего бархоута: чёрные;
– гальюн, отбойные брусья и подушки между гальюнными чиксами: чёрные;
– гальюнные чиксы, гальюнные регели, листы аканта в резном декоре: жёлтые;
– носовая фигура: имитация позолоты на лазурном фоне;
– борта корабля выше бархоутов: жёлтая охра;
– планширь: чёрный;
– фальшборт квартердека: синий;
– резьба на корме и боковых галереях: жёлтая на чёрном фоне;
– железные стойки и другие железные детали: чёрные;
– орудийные лафеты: красная охра;
– внутренняя часть опер-дека: красная или жёлтая охра.

***

Следует напомнить, что очень большое число моделей того времени вообще никак не покрашены, что позволяет хорошо разглядеть мастерство ремесленников, построивших их, так как неокрашенная поверхность натуральной древесины не допускает ошибок.

Я советую всем моделистам – неважно, какой стороны они придерживаются в этом вопросе, быть крайне умеренными в цветовой палитре. Краткий визит в любой приличный морской музей позволит вам мгновенно уловить «атмосферу», созданную мастерами прошлых дней.

Ж. Будрио, Ю. Берти

Андрей Баитов
13 мая 2025

Отзывы

К сожалению пока нет ни одного отзыва!