Полагаю, что будет полезно привести любителям и моделистам, интересующимся французским флотом 1650-1850 годов, подробную информацию о том, что и как красили и какого цвета были паруса и такелаж.
На иллюстрации XIV приведена полная схема цветов, воссозданная по формулам красок, использующихся в то время.
Подводная часть корпуса
Если корпус обшивается медными листами (или иногда латунными листами в 19 веке), то очевидно, что они очень быстро окислялись и покрывались патиной. Однако по традициям судомоделизма вполне допустимо оставить медь в исходном блестящем виде, хотя предпочтительно избегать избыточного блеска и попытаться получить небольшое патиновое покрытие.
Гораздо проще сымитировать на модели оригинальный белый состав (см. I и II том «74-пушечного корабля»), который представлял собой своего рода покрытие, замедляющее нарост морской живности на корпус. Этим составом корпус покрывали от киля до нескольких дюймов выше грузовой ватерлинии. «Состав» состоял из смеси смолы, жира и серы. Как раз именно сера и делала его необычайно белым и красивым на вид. Поэтому вы можете покрыть корпус чуть грязноватой белой краской, хотя и следует признать, что спустя всего несколько дней в море этот красивый белый цвет заметно тускнел! Среди цветовой палитры вы найдёте пример такого грязно-белого цвета.
Такелаж
Пеньковые волокна, используемые для изготовления тросов, тируют либо до спуска, либо после него, вымачивая в бочке с горячим стокгольмским тиром. Тир этот получают кипячением еловой или сосновой живицы. В результате этого процесса получает прозрачная смола с красноватым оттенком. Поэтому стокгольмский тир не следует путать с современным густым чёрным дёгтем, получаемым из битума, угля или древесного угля.
На цветовой палитре показан образец цвета тросов, который был получен благодаря нескольким коротким кускам каната, сохранившихся в исходном виде в парижском Морском Музее. Обратите внимание на бледность этого цвета, который довольно сильно отличается от битумного дёгтя.
Паруса
Пенька, используемая для изготовления парусов, варьируется по цвету от бледно-жёлтой до тёмно-жёлтой с зелёным оттенком. По этой причине в то время пеньковые волокна обычно отбеливали, вымачивая их в извести. Однако нужно было следить за тем, чтобы не отбелить их слишком сильно, так как это сильно вредило прочности пеньки, поэтому цвет у парусов был скорее «грязноватый», чем «чисто белый», которого нельзя было добиться.
Несколько образцов парусины, сохранившихся в парижской Государственной Библиотеке (Департамент печатных изданий, коллекция Ришелье), позволило добавить пример оттенка парусины в нашу палитру цветов, но следует признать, что этот образец нельзя принимать в качестве безусловного варианта.
Орудия
К 18 веку использование бронзовых орудий было крайне ограниченным. Таким образом, пушки были чугунными, покрашенными чёрной краской, вероятно, с жёлтым оттенком. Несмотря на это, судомодельные традиции допускают, чтобы орудия были сделаны из бронзы (латуни), которые в таком виде гораздо лучше выглядят. Поэтому есть множество очень красивых моделей того времени с такими орудиями.
***
Мы не смогли найти рукописи, где были бы описаны цвета в которые фрегат «Vénus» был покрашен исходно.
Однако принимая во внимание практику того времени, последующий вариант полностью правдоподобен:
– бархоуты вплоть до верха верхнего бархоута: чёрные;
– гальюн, отбойные брусья и подушки между гальюнными чиксами: чёрные;
– гальюнные чиксы, гальюнные регели, листы аканта в резном декоре: жёлтые;
– носовая фигура: имитация позолоты на лазурном фоне;
– борта корабля выше бархоутов: жёлтая охра;
– планширь: чёрный;
– фальшборт квартердека: синий;
– резьба на корме и боковых галереях: жёлтая на чёрном фоне;
– железные стойки и другие железные детали: чёрные;
– орудийные лафеты: красная охра;
– внутренняя часть опер-дека: красная или жёлтая охра.
***
Следует напомнить, что очень большое число моделей того времени вообще никак не покрашены, что позволяет хорошо разглядеть мастерство ремесленников, построивших их, так как неокрашенная поверхность натуральной древесины не допускает ошибок.
Я советую всем моделистам – неважно, какой стороны они придерживаются в этом вопросе, быть крайне умеренными в цветовой палитре. Краткий визит в любой приличный морской музей позволит вам мгновенно уловить «атмосферу», созданную мастерами прошлых дней.
Ж. Будрио, Ю. Берти