Андрей Баитов
8 ноября 2025

Задача шпигатов заключалась в сливе воды за борт с поверхности палуб или от трюмных помп. Их редко показывают на чертежах или моделях-современниках, а информация по размерам и расположению редка, пока ближе к концу 18 века не появилась нормальная документация. Их количество и номинальные размеры отверстий чётко указаны в списке размерений и тимберсов в «Shipbuilder’s Repository» 1789 года.

В общем в зависимости от длины корабля количество расположенных на палубе шпигатов варьировалось от шести до восьми. Диаметр отверстия тоже варьировался от 2 до 6 дюймов в зависимости от высоты палубы над ватерлинией. Шпигаты, использующиеся для слива трюмных помп, обычно были большего диаметра и по размеру равнялись диаметру отливной трубы или были чуточку меньше. Во всех случаях шпигаты ставили с уклоном вниз градусов на 25, чтобы обеспечить слив воды и предотвратить противоток снаружи.

В конце 17 века и вначале 18 века использовалось два варианта шпигатов. В первом через корабельный борт проводили простую свинцовую трубу, которую тщательно конопатили для герметичности. Во втором шпигат делали в форме подходящего по размеру «вставного» деревянного блока, обычно вязового, в котором сверлили требуемое отверстие и обивали его кожей. В любом случае внешний конец шпигата оснащали кожаным клапаном или «носком», чтобы помешать попаданию воды. Обычно предпочитали использовать шпигат из свинцовой трубы, чем деревянный блочный тип (рис. 8/4 и 8/5). Приведённые далее данные взяты из «Shipbuilder's Repository» 1789 года издания.

 

Количество и диаметр свинцовых труб

Кол-во орудий

Количество шпигатов

Диаметр в дюймах

Гон-дек – с каждой стороны

 

 

100

8

51/2

90

9

51/4

74

6

5

64

6

4

44

6

4

Опер-дек – с каждой стороны (нижняя палуба на однодечных кораблях и мидель-дек на кораблях 1 ранга)

100

8

31/2

90

8

31/2

74

8

31/4

64

7

3

44

7

3

38

6

3

36

6

23/4

32

6

23/4

28

5

23/4

24

5

23/4

Шлюпы

5

21/2

Куттеры

4

21/4

 

 

Андрей Баитов
8 ноября 2025

Отзывы

К сожалению пока нет ни одного отзыва!