Задача шпигатов заключалась в сливе воды за борт с поверхности палуб или от трюмных помп. Их редко показывают на чертежах или моделях-современниках, а информация по размерам и расположению редка, пока ближе к концу 18 века не появилась нормальная документация. Их количество и номинальные размеры отверстий чётко указаны в списке размерений и тимберсов в «Shipbuilder’s Repository» 1789 года.
В общем в зависимости от длины корабля количество расположенных на палубе шпигатов варьировалось от шести до восьми. Диаметр отверстия тоже варьировался от 2 до 6 дюймов в зависимости от высоты палубы над ватерлинией. Шпигаты, использующиеся для слива трюмных помп, обычно были большего диаметра и по размеру равнялись диаметру отливной трубы или были чуточку меньше. Во всех случаях шпигаты ставили с уклоном вниз градусов на 25, чтобы обеспечить слив воды и предотвратить противоток снаружи.
В конце 17 века и вначале 18 века использовалось два варианта шпигатов. В первом через корабельный борт проводили простую свинцовую трубу, которую тщательно конопатили для герметичности. Во втором шпигат делали в форме подходящего по размеру «вставного» деревянного блока, обычно вязового, в котором сверлили требуемое отверстие и обивали его кожей. В любом случае внешний конец шпигата оснащали кожаным клапаном или «носком», чтобы помешать попаданию воды. Обычно предпочитали использовать шпигат из свинцовой трубы, чем деревянный блочный тип (рис. 8/4 и 8/5). Приведённые далее данные взяты из «Shipbuilder's Repository» 1789 года издания.
Количество и диаметр свинцовых труб
Кол-во орудий | Количество шпигатов | Диаметр в дюймах |
Гон-дек – с каждой стороны |
|
|
100 | 8 | 51/2 |
90 | 9 | 51/4 |
74 | 6 | 5 |
64 | 6 | 4 |
44 | 6 | 4 |
| Опер-дек – с каждой стороны (нижняя палуба на однодечных кораблях и мидель-дек на кораблях 1 ранга) | ||
100 | 8 | 31/2 |
90 | 8 | 31/2 |
74 | 8 | 31/4 |
64 | 7 | 3 |
44 | 7 | 3 |
38 | 6 | 3 |
36 | 6 | 23/4 |
32 | 6 | 23/4 |
28 | 5 | 23/4 |
24 | 5 | 23/4 |
Шлюпы | 5 | 21/2 |
Куттеры | 4 | 21/4 |

